ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Главная » Файлы » Мои файлы

Мастер-класс
[ Скачать с сервера (81.4 Kb) ] 20.10.2011, 06:56

                 Мастер-класс по теме «Развитие коммуникативных навыков обучающихся при работе с текстом  (с применением игровых технологий)»

                                       Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Татьяна Николаевна Самсонова. Я работаю учителем русского языка и литературы в этой школе 22-й год.

         В этом учебном году ко мне в 5 и 6 классы пришли дети моих первых пятиклассников, с обучения которых начиналась моя педагогическая деятельность в этой школе в 1990 году. Оценивая этот факт, понимаешь, что бежит время, меняются поколения учеников, а вместе с ними  изменяются учебники, программы, образовательные стандарты. Но неизменной на уроках русского языка и литературы  остается работа с текстом как основной единицей изучения языка и речи.

 И я предлагаю вам  Слайд 1  познакомиться с моим опытом работы по теме «Развитие коммуникативных навыков обучающихся при работе с текстом» (с применением игровых технологий).

Работа с текстом на любой ступени обучения направлена на формирование коммуникативных умений и навыков и объединяет Слайд 2

 все виды речевой деятельности:

- способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать);

- способность осознанно воспринимать печатное слово (умение читать);

- способность грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умение говорить и писать).

Формирование умения воспринимать устную и письменную речь начинается, прежде всего, с аудирования, т.е. слушания.

Психологи и лингвисты определили важные приемы работы по развитию умения слушать, воспринимать речь: запись фактов, составление плана и тезисов, конспектирование, кодирование информации и др.

 Важность данных приемов в том, что работа слуховых анализаторов подкрепляется моторным звеном: слушающий проговаривает про себя важнейшую информацию или фиксирует ее на письме.

Умение слушать проверяется у выпускников основной школы на ГИА при написании сжатого изложения, когда нужно восстановить по памяти исходный  текст, прослушав его дважды. Работа по развитию навыка слушания начинается еще в начальной школе.

Как же можно формировать умение слушать?

Настроить на внимательное слушание текста может заранее сформулированный вопрос, например:

 выпишите из текста, который сейчас прослушаете, слова, значения  которых вам не понятны (или имена собственные; слова, обозначающие действия, признаки предметов, их количество, названия детенышей животных, сторон света…) Как вы, возможно, уже поняли, данное умение можно вырабатывать и на уроках окружающего мира, и математики, и других учебных дисциплинах.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание: при прослушивании сказки «Курочка Ряба» выписать действия  сказочных персонажей, которые записаны у вас в карточках под цифрой 1 (Карточки заранее разложены на столах). (Рассказываю сказку. присутствующие выполняют задание.) Таким образом  у  вас получились ключевые(опорные) слова    Слайд3, которые можно использовать в работе по обсуждению содержания данной сказки. Проверьте себя по слайду, поставьте отметку.

Курочка Ряба

      Яичко

      Мышка

   Дед и Баба

 

 

                                        

                                                                                                  

 

Данный прием работы можно использовать при прослушивании  любой сказки. Систематическая работа в данном направлении способствует формированию  навыка слушания.

В среднем звене дети уже знакомы с  основными приемами слушания, они уже самостоятельно могут  записывать  имена собственные, указывать главу и строфу, где встречаются, например, лирические отступления. В старших классах это способствует активизации мышления и более осмысленному слушанию лекции.

При формировании умения читать необходимо познакомить детей

Слайд 4  с видами чтения.  Виды чтения

1.     Поисковое

2.     Просмотровое

3.     Ознакомительное

4.     Изучающее

 

Слайд 5

Поисковое чтение применяется при  нахождении ответа на конкретно поставленный вопрос, при поиске даты, фамилии, нужного определения…(т.е. когда из всего текста нужно выбрать строго определенную информацию, конкретный фрагмент). (работа со словарями, оглавлением учебника и алфавитным указателем)

Слайд 6

Просмотровое чтение направлено на получение общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросов (например: прочитайте сказку, подготовьте ее пересказ…)

Слайд 7

Ознакомительное чтение направлено на выяснение общих вопросов по содержанию текста, рассмотрение путей  решения поднятых в тексте проблем. (Например: назовите ключевые слова).   Применяется при знакомстве  с содержанием текста; при выяснении, какие вопросы ставятся и как они решаются.

Слайд 8

Изучающее чтение- это глубокое проникновение в содержание текста, вдумчивый анализ читаемого. Этот прием чтения используют при составлении плана, при анализе текста, при написании читательского отзыва, при создании нового текста по прочитанному, при дополнении текста новыми словами, при определении орфограммы, над которой работали в тексте упражнения.

На уроках по возможности использую (Слайд 9)  приемы продуктивного чтения, которые делятся на 3  этапа:           

                   Приемы продуктивного чтения

1) перед чтением текста (даю задание прочитать заголовок, назвать автора, проанализировать внешние данные текста, попытаться предугадать содержание);

2) во время чтения  (предлагаю определить различные пути решения проблем, в которые попадают герои, задать вопросы по содержанию, выделить главное…);

3) после чтения (сформулировать основную мысль прочитанного, определить идею, выделить микротемы…).

Цель урока, на котором применяется продуктивное чтение, - учить  самостоятельно  понимать  текст.

Если сравнить( Слайд  10)  урок продуктивного чтения с традиционным уроком, то получится следующая таблица:

 

            Традиционный   урок

                  Продуктивное   чтение

 

До чтения:

 Учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас я расскажу вам о писателе…» или «Сегодня мы узнаем о…»

До чтения:

Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст, по его названию…»

Во время чтения:

Учитель сам читает вслух  новый текст, дети слушают.

Во время чтения:

«Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

После чтения:

Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданию учителя.

После чтения:

«Беседуем и уточняем позицию автора».

 

Данные уроки  продуктивного чтения способствуют развитию умения мыслить, а также  читательской активности.

Часто  на уроках даю задания, направленные на формирование не одного, а сразу нескольких умений. В этом  мне помогают чистоговорки, скороговорки, в которых нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно учить произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». Эта работа направлена на формирование умений  аудирования, говорения  и чтения. 

      При формировании умения говорить и писать использую следующую игровую ситуацию, которую я назвала «Веселый карандашик». Очень удачно этот прием идет на уроках литературы в 5 классе при изучении сказок. Условие такое: один из обучающихся получает карандаш. Он становится рассказчиком, но ему дается дополнительное задание - передать содержание от чьего-либо лица. Так при изучении сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» сцену первого сражения пересказывали от лица моста, второго сражения – от лица черного ворона, третьего сражения – от лица Ивана-крестьянского сына. Во время  ответа рассказчик может передать свое право отвечать, т.е. «Веселый карандашик», другому лицу. Единственное условие – нельзя передавать карандаш, не сказав ни слова.

Давайте попробуем этот прием на сказке «Репка». Представьте себе, что Вы –главное действующее лицо  (дед). (Вручить карандашик конкретному лицу, которое становится первым рассказчиком).

При выполнении подобных заданий дети учатся реконструировать текст, передавать содержание в соответствии с поставленной задачей.

При формировании умения говорить и писать важно учить детей видеть не только структуру всего текста, но и роль отдельного предложения в тексте. Этому способствуют следующий игровой  прием:  восстановите порядок реплик в потешках (работают 2 группы)

Слайд 11

- Да он меня не пускает!

- Не идет!

- Так веди сюда!

- Так сам иди!

- Я медведя поймал!

Слайд 12

- А Петр что делает?

- А что делаешь?

- В горнице.

- Где ты, брат Иван?

- Да на печи лежит.

- Помогаю Петру.

(Провести работу в группах, разыграть ситуации).

Данный прием направлен на формирование  умения видеть место и роль отдельно взятого предложения в тексте.

Еще  применяю задания следующего содержания: Слайд 13

Найдите предложение, которое организует текст и должно быть первым; поставьте его на место.  Какое предложение «лишнее»? Уберите его. Озаглавьте текст; спишите его, дополнив заключительным предложением.

1)Выглянула луна на окруженную лесом поляну.2) Застрекотали ночные кузнечики, запели  в кустах соловьи. 3) Наступила ночь в лесу.4) В высокой траве раскричались  проворные коростели.5) Тихо в ночном лесу.6) С шумом пронеслись в воздухе летучие мыши. 7) Зажурчал скрытый лесной ручеек.

Подобные задания формируют умение видеть структуру текста, его признаки: Слайд 14     Структура  текста, его признаки:

-заглавие;

- тема;

- идея;

- делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;

- связность;

- композиционная завершенность.

При работе с текстом необходимо учить детей  находить  (слайд 15)  тему текста. Когда подобное задание вызывает затруднение у детей, задаю вопрос: «О чем этот текст?»

При определении основной мысли спрашиваю: «Что об этом говорится?»

При определении  идеи  спрашиваю: «Что об этом хочет сказать автор?»

 

Тема

 

О чем этот текст?

 

 

Основная мысль

 

Что об этом говорится?

 

 

Идея

 

Что об этом хочет сказать автор?

 

 Данные вспомогательные вопросы помогают детям сориентироваться в содержании прочитанного или прослушанного текста.

При формировании умения говорить и писать необходимо  учить обучающихся работать не только с отдельно взятым предложением, но и видеть отдельное слово, оттенки его значения, его роль в предложении и в целом тексте.

Для этого беру готовый авторский текст, убираю из него прилагательные (если это описание) или глаголы (если это текст-повествование) и даю задание вставить пропущенные слова:  Слайд 16

                                               Провожатый

         Я    _________ домой, и в друг  мне  на  плечо ______________ аист.  

_________________   немного,  потом   _____________  с  плеча  на  землю  и

_________________   со мной  рядом.   _______________  меня почти до дома.

Этот  аист  необыкновенный,  совсем  ручной. Он  часто __________________ к  людям.

Раньше  я его  не _____________________,   а теперь мы   _______________________.

 

Проверьте себя, поставьте отметку.

Слайд 17                                 Провожатый.

Я    шла  домой, и вдруг  мне  на  плечо  опустился  аист.   Посидел  немного,  потом  слетел  с плеча  на  землю  и  зашагал со мной  рядом.  Проводил  меня почти до дома.

Этот  аист  необыкновенный,  совсем  ручной. Он  часто приходит к  людям. Раньше  я его  не замечала,   а теперь мы  подружились.

При сравнении собственного  текста с исходным обнаруживается, что многие слова совпадают, но,  тем не менее, бывают очень интересные варианты.

Мы, бесспорно, должны воспитывать творческую личность, но одно из заданий части С на ГИА требует создания нового текста по шаблону. Эти два противоречивых факта: индивидуальное творчество и работа по готовому шаблону я объединяю в следующие задания:

Создайте текст о весне по готовому тексту об осени. Получается, что готовые рамки будущего текста, т.е. шаблон, дан, поскольку первоначальный текст имеет свои определенные границы, а необходимое новое содержание – это индивидуальное творчество каждого ребенка.

Данные приемы использования игровых технологий, которые я здесь представила, в том числе ИКТ, способствуют активизации познавательной деятельности, формированию умений слушать, внимательно читать тексты, говорить на заданную тему и создавать свои собственные тексты в зависимости от ситуации речевого общения и развивают коммуникативные навыки (работа с текстом, сотрудничество в парах, группах).

                                                      Уважаемые коллеги!

Только совместная наша работа педагогов начальной ступени обучения и среднего звена в данном направлении по работе с текстом приведет к формированию общих коммуникативных умений у обучающихся и будет способствовать успешной сдаче выпускных экзаменов в форме тестирования за курс начальной и основной школы.

Слайд 18                                   

                                    Спасибо за внимание!

                           С вами было приятно сотрудничать.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: tarasovscool
Просмотров: 3597 | Загрузок: 239 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо за содержательный и интересный материал!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]